В настоящее время проблема детей с ограниченными возможностями здоровья приобретает особое значение. Рождение больного ребенка – это глубокое потрясение для родителей и реакция на инвалидность ребенка не всегда может быть адекватной. Это создает трудную жизненную ситуацию, меняет весь образ жизни семьи, вызывая психическую напряженность родителей, которую некоторые исследователи обозначают как «родительский стресс». Родители особого ребенка, находясь в стрессовой ситуации, часто не могут увидеть перспектив развития ребенка, не имеют необходимого опыта и знаний по развитию и воспитанию такого ребенка. Родителям необходима помощь для овладения своими чувствами, чтобы смириться с ситуацией, принять ребенка таким, каков он есть, со всеми своими проблемами и трудностями, поверить в его успех, подметить его сильные стороны, последовательно осмысливать необходимые объемы помощи, развивать его самостоятельность во взаимодействии с окружающими. Информационная и социально-педагогическая поддержка семьи является наиболее важным звеном реабилитации особого ребенка. Вот почему так важна педагогическая работа с детьми с отставанием и нарушениями развития. Эта работа постепенно превращается в социально значимый механизм адаптации детей данной категории к условиям жизни. Работа, направленная на восстановление и компенсацию нарушенных функций у детей, проводится тем успешнее, чем в более раннем возрасте она началась. Поэтому, чем раньше начать педагогическое воздействие, тем более будет адаптирован ребенок к условиям жизни. Одними из структурных подразделений нашего учреждения (ГБУ «СРЦН» Балахнинского муниципального округа), является отделение дневного пребывания, где детям оказывается квалифицированная психолого-педагогическая, консультационная, социально -педагогическая и медицинская помощь. Очень важен индивидуальный подход к детям данной категории. Для родителей ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии, отставанием в развитии, имеет большое значение посещать индивидуальные занятия социального педагога, инструктора по труду, музыкального руководителя, педагога-дефектолога и логопеда. Социальный педагог проводит работу по информированию и повышению педагогической компетентности, вселяет уверенность в собственные силы, старается смягчить воздействие стресса, наладить детско-родительские взаимоотношения, помочь мобилизовать имеющиеся внутренние и внешние ресурсы всех членов семьи. Так же, на преодоление и сглаживание этих трудностей, направлена работа воспитателей отделения, которые находятся непосредственно с детьми, поддерживают рекомендации специалистов и реализуют свои программы развития детей. Педагоги проводят качественную диагностику развития детей, составляют индивидуальные программы и проводят индивидуальную коррекционно – развивающую работу по преодолению ребенком различных трудностей (речевых, трудностей по взаимодействию с окружающим миром, по расширению знаний и представлений об окружающем мире, и т. п.), а также обучают родителей специальным коррекционным приемам, позволяющим преодолеть или сгладить до минимума отставание в развитии ребенка. Как построить занятие с особым ребенком Социально-педагогические индивидуальные комплексные занятия – одна из форм организации реабилитационно – воспитательного процесса, используемого нами в работе. 1. Наши занятия проходят следующее: Не социализированного ребенка, не посещающего дошкольные учреждения, привязанного к матери, необходимо удивить, активизировать, настроить на деятельность, создать положительный эмоциональный фон. Для этого используем необычные движущиеся, звучащие игрушки (необычный организационный момент, сюрпризный момент «Кто к нам пришел?», «Что принес мишка (зайка)?» и т.п.), занимательные развивающие пособия и игры. 2. Занятие проходит по гибкой структуре: в занятии используются различные виды деятельности (возможно, по желанию ребенка) и частая их смена, так как ребенок не способен продолжительно сидеть за столом (возможно, вообще не способен! сидеть). На занятии даем инициативу ребенку и поддерживаем ее. 3. Родитель может присутствовать на занятии, помогает ребенку выполнять задания, подбадривает его. Роль мамы на занятии активна. Допустимо игры в разных положениях: сидя на ковре, сидя на диване. Положение на занятии: ребенок сидит у мамы на руках, а педагог сидит напротив, глядя на ребенка, наблюдая за его деятельностью, мама помогает «рука в руке». 4. На каждом занятии, при смене вида деятельности, провожу физкультминутку («Азбука физкультминуток» В.И. Ковалько) или пальчиковую гимнастику и массаж ладошек (массажер Су – Джок и мягкие массажные мячики – «ежики»). Давно известно влияние пальчиковой гимнастики, массажа пальцев и ладошек, на развитие речи детей. 5. От педагога требуется максимальная эмоциональная отдача, занятия сопровождаю речью (стихи, потешки, песенки по тематике занятий). 6. Очень важный момент для ребенка – похвала, поощрение, стимулирование за успешную деятельность и правильное выполнение задания. Это создает мотивацию для дальнейшей деятельности ребенка на занятии. Мотивационный стимул может быть разный: любимая игрушка, предмет, «вкусняшка», действие (попрыгать…). Это обсуждается с родителями. 7. Использую в своей работе разучивание логоритмических упражнений и стихов с движениями, так как, ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, в том числе головного мозга. 8. Для любого ребенка очень важен такой прием, используемый на занятии, как многократное повторение различных видов игр и игровых упражнений (от 3-х и более раз), а также многократное повторение изученного ранее материала (возвращение к нему через какой – то промежуток времени). 9. На занятиях использую художественную литературу и произведения русского народного творчества (сказки, песенки, потешки). 10. Заключительная часть занятия посвящена развитию навыков продуктивных видов деятельности. Дети очень любят как рисование, так и лепку, и ее элемент – аппликационная лепка (или пластилинография). Использую кинетический песок и набор инструментов и формочек на разную тематику в соответствии с тематическим планом. Использую различные нетрадиционные приемы творчества (по мокрому листу, восковой свечей – «волшебное рисование», ватными палочками, мыльными пузырями, используем различные трафареты и штампы, а также различные сыпучие материалы). Социальный педагог отделения дневного пребывания ГБУ "СРЦН Балахнинского муниципального округа"- Писанова Лариса Алексеевна
Нажмите, чтобы прослушать выделенный текст